…евесины, заготовка живицы, заготовка второстепенных лесных ресурсов (коры, новогодних елок и др.), побочное лесопользование (размещение ульев, сбор дикорастущих ягод и т.д. по перечню, утвержденному федеральным органом управления лесным хозяйством), пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.

Статьей 12 Лесного кодекса РФ оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.

Требования к документам, передаваемым на государственную регистрацию прав на участки лесного фонда, содержатся как в соответствующем федеральном законе, так и в Инструкции, утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 января 2002 г. N 18 (с изм. от 24 декабря 2004 г.) "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса)".

Необходимо иметь в виду, что на участках лесного фонда, предоставленных лесопользователю, последний в порядке лесного законодательства имеет право возведения строений и сооружений только на срок лесопользования. Любое иное строительство на участках лесного фонда, в том числе строительство зданий, строений, сооружений, не связанных с ведением лесного хозяйства, виды лесопользования которого установлены в ст. 80 Лесного кодекса РФ, требует изъятия земель из категории земель лесного фонда. В данной хозяйственной деятельности остается по-прежнему отталкиваться от соблюдения целевого использования участка. Именно исходя из цели использования участка законодателем устанавливаются виды прав на земельные участки, порядок предоставления участков и т.д.

Согласно подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами, ограничиваются в обороте. Это положение означает, что данные земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Случаем, позволяющим на уровне федерального законодательства предоставлять земельные участки в пределах лесного фонда в частную собственность, возможно, станет новый Лесной кодекс РФ, проект которого на сегодняшний день обсуждается.

Как указывалось выше, в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ подразделяются на семь категорий. Понятие городских лесов связано с понятием городского поселения.

Согласно п. 1. ст. 84 Земельного кодекса РФ черта городских, сельских поселений отделяет эти земли от земель иных категорий.

Таким образом, в городских и сельских поселениях не могут находиться земли лесного фонда. Это также подтверждается абз. 2 ст. 7 Лесного кодекса РФ, где установлено, что границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.

В соответствии со ст. 10 ЛК РФ в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны и землях городских поселений - городские леса.

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (ст. 19 ЛК РФ). Таким образом, с городских лесов прямого указания на нахождение городских лесов в федеральной собственности не имеется.

Согласно ст. 133 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также сохранения благоприятной экологической обстановки. Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 42 Лесного кодекса РФ лесорубочный билет, ордер или лесной билет выдаются лесопользователю. Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд (ст. 17 ЛК РФ). Таким образом, на городские леса, являющиеся участками лесов, не входящих в лесной фонд, лесорубочный билет, ордер или лесной билет для рубок необходим.

Для рубки древесно-кустарниковой растительности (далее - ДКР) на землях городских и сельских поселений лесорубочный билет, ордер или лесной билет не требуется.

Данное положение подтверждается также Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 (с изм. от 24 сентября 2002 г.). Согласно п. 23 настоящих Правил лесорубочный билет выдается лесопользователю. Лесорубочные билеты выдаются также на право рубки в лесах, не входящих в лесной фонд (городские леса и леса обороны), ДКР, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, землях водного фонда. ДКР, расположенная на землях поселений, в данном пункте не предусмотрена.

Как видно, для ДКР на землях городских поселений и для городских лесов на землях городских поселений устанавливается разный правовой режим. Для рубки ДКР на землях городских и сельских поселений получение лесорубочного билета, ордера или лесного билета законодательством не предусматривается и не требуется.

Согласно п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Однако при этом необходимо учитывать следующее.

Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации (п. 2 ст. 84 ЗК РФ).

Расширение черты городских поселений происходит за счет присоединения к землям поселений (как категории земель) земли иных категорий земель, в том числе это могут быть земли лесного фонда. В таком случае мы говорим о переводе земель лесного фонда в земли других категорий. Порядок данного перевода регламентируется п. 4 ст. 101 Земельного кодекса РФ: "перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 8 настоящего Кодекса".

Подпункт 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ определил, что перевод данной категории земель, как земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при установлении городской черты с присоединением земель лесного фонда требуется постановление Правительства РФ.

Надо также иметь в виду, что право пользования находящимися в обороте участками лесного фонда и не входящими в лесной фонд участками лесов допускается в той мере, в какой это предусмотрено Лесным кодексом РФ (ст. 12). Так, в соответствии со ст. 22 Лесного кодекса РФ правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются только:

§   безвозмездное пользование;

§   краткосрочное пользование.

Поэтому неправомерным, на наш взгляд, будет предоставление земельного участка постановлением главы администрации города в собственность юридическому лицу из земель горлесопарка, объявленного, кроме того, особо охраняемой территорией местного значения. Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения и отношения по совершению сделок с земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено лесным законодательством. Городские леса, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" 1995 г. относятся также к категории ООПТ. В данном случае - это особо охраняемая природная территория местного значения.

Земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ) и не предоставляются в частную собственность (абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

Лица, обладающие правом пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются лесопользователями (ст. 17 ЛК РФ). Поэтому для рубки насаждений на участке городского леса требуется лесорубочный билет, ордер или лесной билет. Таким образом, свидетельство о государственной регистрации права собственности указанного юридического лица может быть признано недействительным, равно как и само постановление главы администрации города об отводе земельного участка.

Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются на основе признания многофункционального значения лесов (одновременного использования разными лицами и в разных целях).

"Главное последствие выведения древесно-кустарниковой растительности за пределы лесного фонда отражается на правовом режиме владения, пользования и распоряжения древесно-кустарниковой растительностью. Если оборот лесного фонда (купля-продажа, залог и другие сделки, влекущие отчуждение участков лесного фонда) не допускается, поскольку лесной фонд находится согласно Лесному кодексу РФ в федеральной собственности, то древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством России" (Комментарий к Земельному кодексу/Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001. С. 391).

Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 170 "Вопросы Федерального агентства лесного хозяйства" определены полномочия Федерального агентства лесного хозяйства. Теперь именно это агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере лесного хозяйства.

Основные функции Федерального агентства лесного хозяйства следующие: обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного мира; семеноводство, сохранение полезных свойств леса; предоставление прав пользования участками лесного фонда; обеспечение проведения лесоустройства; мониторинг лесов; учет лесного фонда, отнесение в установленном порядке лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию; ведение государственного лесного кадастра; рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.

Государственный контроль за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов закрепили как одну из функций Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Но несмотря на реорганизацию государственных органов, работа госконтроля должна быть бесперебойной и пока регламентируется ранее принятыми документами. Так, например, порядок осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов регламентирован постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 544, где установлено, что задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 850 утверждено Положение о государственной лесной охране Российской Федерации.

Основными задачами государственной лесной охраны Российской Федерации, в соответствии с указанным постановлением, являются:

§   обеспечение охраны и защиты лесов, объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;

§   осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, а также в лесах, не входящих в лесной фонд;

§   организация пользования лесным фондом.

Министерство природных ресурсов осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.

Свой перечень функций имеется и у субъекта РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, которые перечислены в ст. 47 Лесного кодекса РФ. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся:

§   тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;

§   осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том числе к этим полномочиям относятся:

§   принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование;

§   организация и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов;

§   определение ставок лесных податей;

§   выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета;

§   разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий;

§   обеспечение проведения лесоустройства;

§   обеспечение воспроизводства лесов;

§   обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса;

§   проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Лесной кодекс Российской Федерации в ст. 110, 111 также закрепляет наступление административной, уголовной и имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства. Ответственность наступает как для граждан, так и для юридических, должностных лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 388 были утверждены Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации. В соответствии с этим производится расчет сумм для предъявления ущерба как имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства. Размеры исчисления зависят от затрат, связанных с выращиванием саженцев, площади уничтоженных или поврежденных лесных культур, размера затрат, связанных с их созданием, уходом, стоимости древесины в зависимости от диаметра ствола, породного состава, кадастровой стоимости участка и ряда других.

В соответствии с указанным постановлением предусмотрена имущественная ответственность за 19 видов нарушения. Среди которых следует отметить:

§   уничтожение или повреждение лесных культур;

§   незаконная порубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан;

§   самовольное сенокошение и пастьба скота на участках лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд;

§   самовольный сбор, порча или уничтожение лесной подстилки, мха, лишайника, включая ягель;

§   захламление участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов бытовыми отходами и строительным мусором;

§   самовольное занятие участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов (включая повторное использование участков без разрешительных документов для строительства трасс, бурения скважин, расширения или углубления карьеров и т.п.) или их подтопление до степени прекращения роста деревьев, вызванное устройством гидротехнических сооружений, строительством дорог, лесомелиоративных систем и других объектов и сооружений.

Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, могут привлекать к административной ответственности виновных юридических, должностных лиц и граждан за правонарушения по ст. 7.1, ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.8-7.11, 8.5, 8.7, 8.8, 8.12, 8.13, 8.24-8.37 КоАП РФ в части участков земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд.

Наиболее распространенными административными правонарушениями являются:

§   самовольное занятие земельного участка (в части участков земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд) - ст. 7.1 КоАП РФ;

§   самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, - ст. 7.9 КоАП РФ;

§   нарушение правил лесопользования - ст. 8.25 КоАП РФ;

§   незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан - ст. 8.28 КоАП РФ;

§   нарушение требований к охране лесов - ст. 8.31 КоАП РФ;

§   нарушение правил пожарной безопасности в лесах - ст. 8.32 КоАП РФ.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ составами уголовных преступлений являются:

§   незаконная порубка деревьев и кустарников - ст. 260 УК РФ;

§   уничтожение или повреждение лесов - ст. 261 УК РФ.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz